Продолжение стенограммы. Начало
***
Р: Из крупных направлений опять же нельзя не отметить развитие
кинотеатров.
В России будет активно развиваться по франчайзингу сеть VERY VELLY («Вери Велли») из
Перми. В Украине, опять же во Львове была представлена франшиза кинотеатра «Жовтень».
А: Да, с кинотеатром «Жовтень» это была уже не первая презентация, мы в Виннице
презентовали, в Киеве общались с этой франшизой…
Р: Расскажи немного подробнее.
А: Наверное, идеологически нужно начинать с того, что на каком-то этапе после советского времени и
при переходе в независимость мы потеряли свойство, желание, готовность, ходить, смотреть фильмы за пределами дома.
Появилась новая техника, которая позволяет нам смотреть, скачав фильмы с интернета и т.д., дома, с другой стороны
количество кинотеатров резко упало. Культурное времяпрепровождение людей — пойти в кино, потерялось. Но
тем не менее, в этом есть экономический смысл. Во-вторых, все-таки у нас остается желание смотреть «качественно»,
а не «пиратско-скаченое» с какими-то непонятными звуками смеха в зале. Соответственно, возникает желание
сделать это красиво и хорошо.
Р: Нет, но кинотеатры ж развиваются, открываются.
А: Кинотеатры развиваются, но формат самих кинотеатров, которые в большинстве случаев открываются,
они настолько дорогие для обслуживания и возвращения инвестиций, что они стали только интересом крупных и мировых
игроков, которые вкладывают инвестиционные средства по европейским или американским процентам.
Р: И в крупных городах.
А: И в крупных городах. Окупиться такой кинотеатр
должен за 5-7-10 лет с учетом процентов, которые они выплачивают по американскому кредиту. Если ждать, что кино
придет в каждый дом таким способом, то никогда оно не придет, потому что это очень дорого.
Р:
Даже в каждый город, скажем так.
А: Да, даже в каждый город не придет. Придет в миллионники,
в областные центры и все. А дальше? Половина населения у нас живет дальше, соответственно, нужно искать какие-то
экономические способы. На сегодняшний день, в середине прошлого года, на рынке появилось несколько технических
предложений, которые позволяют сделать качественную демонстрацию фильма в простом помещении, практически со всеми
возможностями большого зала.
Р: Площадь какая?
А: Площадь зала с
расчета на 40-50 человек, соответственно технические устройства позволяют сделать тот же фильм, который вы бы
смотрели в специально построенном зале, с очень дорогим оборудованием. Да, конечно, человек, который привык смотреть
только Dolby Surround в специальных залах, 3D и т.д. это одно. Но есть много фильмов, которые вы готовы посмотреть в
более простой атмосфере, и они были сняты как раз для такой атмосферы, они все равно выше не будут прыгать. Это
массовое кино, которое можно показывать каждый день и люди его каждый день смотрят. И вторая проблема лежит в том,
что у нас даже по статистикам и по наполненности зала, мы очень отстаем. И отстаем мы не потому что люди не хотят
идти, просто некуда пойти. Вот «Жовтень» и российское предложение, оно, где то эмоционально похоже…
Р: Но VERY VELLY все-таки порядка 2000 кв. м. А «Жовтень, я так понимаю, 300 кв. м и он
больше ориентирован на малые города. То есть вот в этом мне кажется интересно.
А: Интерес
заключается в том, что есть просто оборудование, которое в этом формате, в этом небольшом зале будет работать. Ваш
персонал это 8 человек, который обеспечит работу и кроме того…
Р: В штате всего, на
всех сменах?
А: Да, 3 смены по 3 человека и 2 управленца. И кроме того франчайзер оставил за
собой возможность формировать афишу, передовая вам фильмы, позволит вам быть в струе, и вам не нужно будет отдельно
заниматься процессом покупки и лицензированием фильмов.
Р: Контент популярный? Не арт-хаус
какой-то там, японские безумные фильмы…
А: Конечно, конечно. Вот я еще раз говорю, что
мы не целевая аудитория. Мы готовы посмотреть японское кино и арт-хаус… Да, то что находится в тренде.
Понятно, что вы не будете это показывать в день премьеры, но очень близко к этой премьере. Да, и кроме того на те
премьеры, когда 13-го числа во всем мире в 12:00 часов показывается фильм… но таких фильмов, во-первых, не
так много, как оказывается, и кроме того, такие премьеры тоже не так часто происходят. А вам нужно показывать фильмы
по несколько раз в день, разные, дабы удовлетворить потребность и детей, и подростков, и взрослых и т.д.
Р: Какой объем инвестиций?
А: Объем инвестиций порядка $300 тыс.
Р: То есть все равно оборудование тянет основную часть этих денег?
А: Да,
есть вопрос оптимизации через лизинг, но в этом случае будет максимальное желание чтобы вы промоцировали этот зал. У
вас есть сопутствующий бизнес, это бар перед входом, тот же попкорн, который является маниакальной составляющей
частью фильма. Это те вещи, которые позволяют вам зарабатывать больше. Я бы не сказал, что мы готовы рисковать, эта
франшиза не для городов в 50-100 тыс., а где-то для 120-250 тыс., это подходящий формат.
Р:
То есть районные центры, да?
А: Да, это районные центры, такие, крупные районные центры. Если
вы являетесь единственным действующим кинотеатром, то у вас есть все карты в руках. Вот быть вторым кинотеатром в
таком формате иногда бывает не совсем полезно и хорошо, потому что большие залы просто притягивают своим величием,
большим залом, старые советские постройки здания, они просто-напросто эмоционально людей тянут. Здесь же мы говорим
о более простых помещениях…
Р: То есть не нужно пытаться найти в городе заброшенный
кинотеатр, оставшийся еще с советских времен…
А: Нет, ну если у вас есть лишний
миллион, восстановить эту историческую ценность 34-го года постройки, то, пожалуйста, занимайтесь. Но мы говорим о
бизнесе или восстановлении архитектуры?
Р: То есть такие видеосалоны.
А: Да, по сути, видеосалоны, где-то в новом формате и в новых технологиях. Но в отличие от
видеосалона, легальность бизнеса обеспечена тем, что вы получаете все фильмы с соответствующими лицензиями…
Р: Этим франчайзер обеспечивает?
А: Да, конечно. То, что, как правило,
невозможно сделать в другом формате.
Продолжение следует